История Soft skills
Soft Skills (англ. «Мягкие навыки») - то, чего нельзя подтвердить дипломом. Это коммуникабельность, уравновешенность, креативность, умение подстраиваться под развитие и быстро среагировать в нестандартных ситуациях. При прокачке этих навыков желательно Обладать высоким уровнем эмоционального интеллекта (EQ), ведь здесь работает творческое полушарие.
Первые исследования, посвященные важности «общечеловеческих качеств», появились более 100 лет назад.
Что такое
"Soft skills?
В 1918 году Фонд Карнеги опубликовал результаты изысканий в данной сфере: успешность работы инженерных кадров на 85% зависит от хорошо воспринимаемых общечеловеческих и лишь на 15% - технических навыков.
Сам термин «мягкие навыки» возник в 1960-е годы в армии США. Мягкими навыками назывались любые профессии, не связанные с управлением техникой, но играющие ключевую роль в управлении и психологической работе с личным составом. Уже в 1972 году термин тиражировался по учебным законам.
Термин прижился в сфере широкой общественной жизни, в особенности в бизнес-среде, где им предстоит раскрыться квалификации за пределами профессиональной специализации. Список мягких навыков разрастался, год за годом менялись и появлялись новые приоритетные мягкие навыки.
Всё новое - это хорошо забытое старое. Если говорить конкретнее, и гибкие навыки - не что-то черещур новое. Они были очень важными для русского классического университета и классической гимназии ещё в 19 случаях, построенных на географических дисциплинах.
Далее представлен отрывок статьи из журнала «Русский педагогический вестник» от 1861 года: «Школе важно образование в воспитании здорового, правильно развитого члена общества; полезного члена общества, знающего все существенные условия житейской практики; изящное художественное произведение, универсальное применение эстетического курса; светлый и развитый ум, способный быть деятелем в священной области науки жизни, или хоть какое-то выражение сочувствия ее интересам, и вполне понимающее свое значение в мировом масштабе; высоконравственное и гуманное достоинство, признающее законы истины, полные чувства человеческого достоинства».
Но экономическая ситуация конца XIX - начала XX века с автоматизацией труда привела к идее, что самое похожее образование должно было быть построено на узкой специализации. Профессионал - это работник, который хорош в чём-то одном и вполне может пренебречь соседними дисциплинами. Даже курсы повышения квалификации предполагаются в узкой области
Какие Soft skills важны сейчас?
1. Базовые коммуникативные навыки, которые помогают развивать отношения с людьми, поддерживать разговор, эффективно вести себя в критических ситуациях при общении с окружающими. Эти навыки нужны всем.
2. Навыки self-management: помогают эффективно контролировать своё состояние, время, процессы.
3. Навыки эффективного мышления: управление процессами в голове, которые помогают сделать жизнь и работу более системными.
4. Управленческие навыки, которые требуются людям на этапе становления руководителями каких-либо бизнес-процессов и предпринимателями.
Коммуникация:
умение слушать
убеждение и аргументация
нетворкинг: построение и поддержание бизнес-отношений
ведение переговоров
проведение презентаций
базовые навыки продаж
самопрезентация
публичные выступления
командная работа
нацеленность на результат
деловое письмо
клиентоориентированность

Управление собой:
управление эмоциями
управление стрессом
управление собственным развитием
планирование и целеполагание
тайм-менеджмент
Энергия / Энтузиазм / Инициативность / Настойчивость
Рефлексия
Использование обратной связи

Мышление:
системное мышление
креативное мышление
структурное мышление
логическое мышление
поиск и анализ информации
выработка и принятие решений
проектное мышление
тактическое и стратегическое мышление (для руководителей)

Управленческие навыки:
управление исполнением
планирование
постановка задач сотрудникам
мотивирование
контроль реализации задач
наставничество (развитие сотрудников) - менторинг, коучинг
ситуационное руководство и лидерство
ведение совещаний
подача обратной связи
управление проектами
управление изменениями
делегирование

Предпринимательские навыки:
бизнес-планирование
финансовое моделирование
понимание маркетинговых процессов
навыки продвижения бизнеса
управления репутацией
Soft skills - это про:
Современные компетенции можно разделить на четыре основные отросли:
Командная работа -
В современном мире мало кто работает в одиночку, компании действуют слаженно, и коммуникация между коллегами важна как никогда. Неумение «играть в команде» тормозит процессы и мешает их отладить — и это касается в том числе людей, которые стремятся взять всё на себя.
Эмоциональный интеллект -
Это понятие означает способность слышать, распознавать и контролировать эмоции. Человек с развитым эмоциональным интеллектом хорошо понимает чувства других, умеет разбираться в собственных эмоциях, сохранять баланс между ними и рассудочными решениями, правильно реагировать и давать обратную связь.
Так же существует социальный интеллект
То, насколько человек успешен в социальном взаимодействии. Он тоже важен: оба этих навыка помогают поддерживать эффективность и дружелюбную атмосферу в коллективе.
Адаптивность -
Это умение приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам — качество, ценное в мире, который постоянно меняется. Бизнес сейчас развивается очень быстро, особенно в современных динамичных отраслях — нужно соответствовать актуальным стандартам и знать, куда расти, чтобы быть хорошим эффективным профессионалам.
Навык убеждения -
Убеждение — это не продавливание своей точки зрения, а умение донести позицию, простым языком объяснить, для чего нужно выбранное решение, что будет лучше в той или иной ситуации. Оно помогает грамотнее ставить задачи, добиваться принятия верных решений, быть эффективнее при переговорах и достижении целей. Убеждение особенно важно руководителям и специалистам, которые общаются с людьми.
Креативность -
Умение придумывать что-то новое, а не действовать по шаблону, сейчас ценится: оригинальные способы помогают справиться с, казалось бы, неразрешимыми задачами. Сейчас важно уметь искать нестандартные решения, и эту способность нужно развивать. Она не появляется из ниоткуда и не изучается академическими средствами — нужно менять собственное мышление. Это, впрочем, касается большинства soft skills.

Способность постоянно учиться самостоятельно, получать новые знания, которые в будущем дадут возможность успешно ориентироваться в современном быстроразвивающимся мире;
Умение управлять собственным развитием, самостоятельно планировать свою деятельность, определять цели, искать возможные пути их достижения, при этом не забывая о тайм-менеджменте;
Коммуникационные навыки - умение слушать, а главное слышать своих оппонентов и товарищей по команде, анализируя, синтезируя, оценивая и, следовательно, критически мысля;
Умение высказываться, аргументируя своё мнение, в то же время, быть тактичным и вежливым.